» » Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей

СОДЕРЖАНИЕ

Умственная отсталость у детейВ 1915 году немецкий психиатр Э. Крепелин впервые ввел в свою практику термин «умственная отсталость». Под этим термином он понимал ярко выраженную сниженную познавательную активность. По мнению Крепелина она была вызвана органическим поражением центральной нервной системы, являющимся следствием неполноценности мозга или его органическим поражением на ранних этапах онтогенеза.


На сегодняшний день специалисты выделяют два вида умственной отсталости: олигофрению и деменцию.


Деменция отличается тем, что в отличие от олигофрении, для нее характерен распад психики, следующий за периодом нормального развития. А интеллектуальный спад наблюдается уже после того, как у ребенка заканчивает развиваться речь и мозговые структуры в своем большинстве уже оказываются сформировавшимися.


Олигофрения имеет стойкий характер интеллектуальной недостаточности, хотя полностью развитие ребенка при этом не останавливается.  До тех пор, пока ребенку не исполняется три года,  деменцию и олигофрению различать довольно сложно. В целом же характеристика детей с умственной отсталостью имеет следующие особенности:
1. Психическое развитие – эмоции не имеют яркоокрашенных оттенков, инертны, практически не мотивированы. Переживания ребенка поверхностные, а эмоционально-волевая сфера недоразвита. К ней можно отнести сильную внушаемость, неумение справляться со своими желаниями, а также слабость собственных намерений. Эйфория регулярно сменяется апатией.
2. Моторные особенности – нарушены, работоспособность низкая. Несмотря на наличие общего недоразвития, ребенок может иметь довольно крепкое здоровье.
3. Интеллект – мышление недоразвито, а это накладывает отпечаток на таких процессах, как анализ и синтез. Анализ происходит внесистемно. Ребенок выделяет только самые заметные части чего-либо, ему тяжело определить связи между частями одного предмета. Процесс сравнения идет по несоотносимым между собой признакам. Логика слабая, переносной смысл ребенку непонятен. Абстрактное мышление вообще отсутствует. Ребенок не в состоянии сам оценить качество своей работы и не способен замечать свои ошибки. Эмоции очень просты и слабо выражены. Очень часто можно видеть, как ребенок начинает делать задание, еще не дослушав условий его выполнения до конца.
4. Восприятие – замедлено. Его объем ограничен. Это связано, как правило,  с недоразвитием речи, низким уровнем слуха или зрения. Ребенок испытывает трудности при пространственном определении. Например, находясь в возрасте девяти-десяти лет, он не может определить местонахождение как левой, так и правой стороны. Осознание таких понятий как «теперь», «раньше», «потом», «позже», дается ребенку с особым трудом. Он довольно поздно начинает различать основные цвета, а трудности с восприятием оттенков остаются навсегда.
5. Речь – недоразвита речевая моторика, могут наблюдаться аномалии артикуляционного аппарата. Ребенку трудно осуществлять звукобуквенный анализ и синтез речи. В результате этого, у него возникают проблемы с техникой, как чтения, так и письма. В словарном запасе отсутствуют обобщающие слова, например «животные», «мебель», «техника». Ребенок не стремится к постоянному речевому общению, ему трудно различать предметы.
6. Память – произвольное запоминание формируется позже, чем у других детей. Смысловая память не развита. Ребенок забывчив вследствие переутомления нервной системы из-за ее слабости.
7. Внимание – неустойчиво. Ребенку трудно сконцентрировать свое внимание на чем-то одном. Высшая игровая деятельность у него не формируется.


При наличии большого числа отличительных особенностей у умственно отсталых детей, и невозможности учебы в общедоступном учебном заведении, обучение детей с умственной отсталостью осуществляется в специальных коррекционных учреждениях.


Коррекционная образовательная  помощь детям, находящимся в дошкольном периоде, может быть предоставлена в:

  • центрах раннего вмешательства,
  • психолого-медико-педагогических консультациях,
  • специализированных яслях системы здравоохранения,
  • в группах кратковременного пребывания детей с нарушениями интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

Телефоны и адреса подобных заведений в Киеве Вам подскажет любой из психиатров столицы.

Всем детям, оставшимся без попечения родителей, помощь оказывается в домах ребенка, а начиная с трехлетнего возраста и в специализированных детских домах для детей с нарушениями интеллекта.


Если речь идет об обучении школьника, то в таком случае, оно осуществляется в коррекционной школе 8-го вида. Образовательная программа здесь является особой, и ее основой является специализированный образовательный стандарт. Цель коррекционного обучения – максимальная социализация ребенка, а главная задача – коррекция недостатков. Работа всего педагогического коллектива коррекционного учебного заведения направлена на формирование у ребенка положительных личностных качеств и на повышение его интеллектуальных возможностей.

Медбиблиотека 2 655

• Витрина клиник •